Учитель года 2019

Эссе «Я – учитель»

участника муниципального конкурса профессионального мастерства

«Учитель года – 2019»

учителя английского языка МАОУ гимназии №1

Зубаревой Екатерины Александровны

The mediocre teacher tells.

The good teacher explains.

The superior teacher demonstrates.

The great teacher inspires.

W.A.Ward

Посредственный учитель – излагает.

Хороший учитель – объясняет.

Выдающийся учитель – показывает.

Великий учитель – вдохновляет.

У.А.Ворд

Мой выбор стать учителем не был спонтанным, но тем не менее это решение было кульминацией процесса размышления о том, что я хотела бы сделать со своей жизнью. Я выбрала жизнь и деятельность в образовании, потому что я полагаю, что это — одна из самых важных функций, которая обеспечивает становление самого человека и все известные нам сферы деятельности человека, органично вплетенные в его жизнь. Я полагаю, что у учителя есть способность и возможность к не только изменению мира, но и к его осмысленному улучшению. Я хочу быть частью благородной профессии с надеждой, что в один день, мое имя будет среди имен педагогов, в ком будущие учителя и подрастающее поколение найдут вдохновение.

Мама самый близкий и родной человек. Она всегда поможет, всегда подскажет и всегда выслушает. Для каждого человека – это главная радость и счастье иметь возможность спросить совета, поговорить о переживаниях и разделить вместе с ней радостные моменты. Друг, товарищ, учитель – с самого рождения она всегда с нами и не уходит никогда. Никогда. Она учит нас говорить, помогает встать на ноги и сделать первые шаги. Учит нас терпению, сопереживанию, доброте, нежности и самое главное любви. Она вместе с нами идет в первый класс. Вместе с нами переживает все радости и тяготы обучения. Волнуется за нас, когда мы сдаем первые экзамены после 9 класса и помогает самостоятельно решить, что мы хотим дальше. С первого по одиннадцатый класс она идет с нами вместе. Вместе с нами переживает и волнуется, порой даже больше, чем мы сами.

«Мама, а скоро перемена?» — это я, в 5 лет. Стою за дверью большой комнаты, старательно обдираю угол и жду, когда у Татьяны Николаевны закончится урок. Одно из самых ярких воспоминаний моего детства. Татьяна Николаевна – учитель начальных классов и моя мама. Когда я была совсем маленькой ей пришлось уйти из школы, но она не оставила свою педагогическую деятельность, а продолжила работу в этой сфере как индивидуальный преподаватель. Еще тогда, маленькой девочкой, я видела, как горят мамины глаза во время урока. Как, затаив дыхание, слушали ее ученики. И я мечтала, чтобы моя первая учительница была хотя бы похожа на мою маму. Чтобы я также с радостью бежала в школу и стремилась узнать что-то новое.

Начальная школа пролетела незаметно. Моя первая учительница была Татьяна Николаевна, полная тезка моей мамы. Сейчас, оглядываясь назад и вспоминая свою учительницу, я помню добрые глаза, живой голос и радость при каждой встрече. А тогда я подумала, что мечты имеют свойство сбываться.

А в пятом классе меня увлек английский язык. Мне хотелось путешествовать, объездить весь мир. Уже тогда я знала, что я буду поступать на факультет иностранных языков. Знала ли я, что я буду учителем? Нет, не имела ни малейшего понятия. По окончании девятого класса встал выбор профиля в 10м. Не изменив своего мнения, насчет факультета при поступлении, я выбрала класс с наибольшим количеством английского языка, «сервис и туризм». Все это время рядом со мной всегда была моя мама, которая никогда не навязывала своего мнения, а давала мне возможность принимать решения самостоятельно и осознанно. А как-то утром мама проснулась и сказала, что она возвращается в школу. Все это время она работала официально на дому частным преподавателем, готовила детей к школе и помогала освоить азы начальной школы. На работу она вышла в 23 лицей. Взяла первый класс. У меня впереди последние два года обучения в школе, 10 и 11 класс.

«Тихо, тихо, Татьяна Николаевна идет!» — родители 4Л класса выстроились по стойке смирно, когда мама прошла по коридору школы. «Татьяна Николаевна, мой балбес опять не сдал зачет, можно завтра его пораньше привезу?» «А моя рассказала стихотворение? Весь вечер вчера учила, самостоятельно.» — окружили ее родители. Я стояла в стороне и ждала пока мама терпеливо ответит на все вопросы, поговорит с каждым родителем. Я ни разу не слышала, чтобы она порицала кого-то из своих учеников в присутствии чужих для него людей. Она всегда находила те моменты, за которые можно похвалить ребенка. Показать его пусть и маленький, но успех. Его маленькую победу. Это был первый мамин выпуск после большого перерыва от школы. Я заканчивала второй курс факультета лингвистики и межкультурной коммуникации, на кафедре теории и методики преподавания иностранных языков и культур. И я мечтала стать хоть чуть-чуть похожей на мою маму. Уметь вдохновить на подвиг в учебе, суметь научить учиться самостоятельно и тянуться к знаниям.

Когда же пришла пора окончания университета, у мамы был второй класс. Наверное, самое главное, что все же повлияло на мое решение пойти работать в школу, это то, что я ни разу не слышала от мамы прямых рекомендаций и наставлений, что нужно непременно идти работать в школу. Видя ее работу, ее отношение к своей профессии, видя и ощущая ее радость при встрече с ее бывшими учениками, видя, как ее ученики бегут к ней на перегонки, как они действительно любят ее, уважают и ужасно боятся разочаровать (чего на самом деле не было ни разу) я поняла, что никакая другая профессия не доставит мне такой радости и отдачи.

Моя мама, учитель начальной школы, высшей категории Круглова Татьяна Николаевна стала мои героем и образцом для подражания. Я стараюсь следовать ее примеру. Я помню, что великий учитель способен объяснять содержание, терпелив по отношению к детям и их родителям, всегда справедлив. Учитель знает, как мотивировать, и обязательно обладает чувством юмора. Я стараюсь быть именно таким учителем. Однако я понимаю, что мой личный обучающий стиль развивается, поскольку у меня есть свои собственные преимущества, знания, навыки, ценности и события, которые необратимо меняют мир вокруг меня и меня саму.

Я хочу, чтобы дети учились в безопасных и комфортных условиях так, чтобы их самооценка росла с каждым днем. Высокая самооценка позволит им бороться и достигнуть любых целей, которые они устанавливают для себя. Как учитель, я помогаю им сделать это. У меня есть привилегия оказать влияние на формирование будущих родителей и продуктивных членов общества. Все это подтверждает мне, что никакая другая профессия не даст мне такой возможности. Обучение, учение, быть учителем — больше, чем работа. Это — существенный вклад, который поможет сделать наше общество лучше, и я ценю эту возможность.

У учителя есть прямая возможность изменить будущее. Иногда мне говорят, что я — идеалист. Я хочу лучшее для всех. Я ставлю высокие цели как учитель и стараюсь донести до каждого ученика, что эти цели в их досягаемости. Я ожидаю, что каждый из моих учеников захочет учиться и что еще более важно сможет понять, что образование необходимо. Я хочу, чтобы мои ученики боролись за места на первой парте, как будто они спешат на концерт, а не на урок. Я хочу научить своих учеников не бояться спрашивать, научить их мыслить, спрашивать и искать ответ на свои вопросы и никогда не останавливаться; хочу научить их думать критически; научить их писать, излагать свои мысли; привить им любовь к чтению и познанию не только на родном русском языке, но и на английском языке и в том числе и через английский язык.

Великий учитель не просто кто-то, кто объясняет. Не кто-то, кто просто демонстрирует. Великий учитель — тот, кто вдохновляет. Великий учитель не боится пройти большое расстояние. Расстояние от незнания к познанию. Он может взять любого человека и убедить его, что его надежды и мечты в его досягаемости. Превосходный учитель не позволит ученику уйти, пока каждый вопрос не будет полностью объяснен и полностью им понят, неважно, сколько времени на это потребуется. Я всегда открыта и доступна для своих учеников. Всегда готова ответить на их вопросы. Когда они начинают задавать вопросы, значит процесс мышления запущен. Если заканчивается урок и ученик все еще не понимает материал урока, экстраординарный учитель проводит мозговой штурм. Он задает сам себе вопрос “Как я могу объяснить этот материал обучающемуся так, чтобы он мог лучше понять его, лучше усвоить?” Я стараюсь донести информацию до каждого, и убедиться, что каждый из моих учеников понимает, и готов спрашивать и требовать ответы на свои вопросы. Шанс вдохновить другого человека не является спонтанной возможностью для каждого, это – тяжелая, но очень интересная задача для педагога. Есть слишком много педагогов, которые не принимают этого, но это должно измениться. Ученики идут в школу, потому что их принуждают. В большинстве случаев учение и познание не их собственный интерес, а требования родителей, но работа учителя состоит в том, чтобы научить учиться. И задача, которую я ставлю перед собой каждый день: «Как помочь моему ученику научить учиться?». С недавних пор дело обстоит так, что учитель должен не только знать свою предметную область, но должен также быть готов преподавать другие «вещи», должен быть готов к диалогу на любую интересующую учеников тему. Поскольку я являюсь учителем английского языка, в моем случае важно не просто научить предмету, языку, но и не забыть про метапредметные связи. Чтобы ребенок мог не только смотреть автоматически на задания, но и применять полученные знания, видя этот предмет в своей жизни, в мире. Такие качества учителя, как характер, нравственность, любовь к своему делу могут оказаться более ценными, чем само знание. Я хочу вдохновить детей, которые будут представлять будущее нашего великого народа.